• НовостройкиНовостройки
  • Храм Преображения ГосподняХрам Преображения Господня
  • Ветковский районный исполнительный комитетВетковский районный исполнительный комитет
  • Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций имени Ф.Г. ШкляроваВетковский музей старообрядчества и белорусских традиций имени Ф.Г. Шклярова
  • Природа Ветковского краяПрирода Ветковского края
  • Зона отдыха «Ставок»Зона отдыха «Ставок»
Главная -  Новости -  Новости района

Жертвы геноцида не должны быть забыты

19.08.2021

Продолжается расследование уголовного дела, которое по факту геноцида населения Беларуси во время Великой Отечественной войны и послевоенный период Генеральная прокуратура возбудила в апреле текущего года. В настоящее время прокуратура ведёт поиск новых эпизодов зверств нацистов, изучает архивные документы, допрашивает свидетелей — потерпевших тех лет. Результаты проделанной работы обсудили на заседании рабочей группы по вопросу обработки информации о местах геноцида.

В распоряжении прокуратуры Ветковского района имеется копия сводной справки о расстрелянных, павших, замученных и насильно угнанных в фашистское рабство советских граждан Ветковского района Гомельской области от 20 января 1945 года. В ней указано, что на территории района расстреляно и сожжено 656 человек, в том числе 49 военнопленных-красноармейцев и офицеров; угнано в немецкое рабство 145 советских граждан. Фамилии 238 истреблённых граждан установить не удалось. Национальный архив Республики Беларусь апеллирует другими цифрами: фашистами уничтожено 822 мирных жителя (464 — в Ветке), в том числе 234 женщины и 112 детей.

— Сегодня нам доподлинно известно о местах захоронения лишь 384 жертв геноцида. Это братские захоронения на территории Ветковского агросервиса, в деревнях Казацкие Болсуны и Фёдоровка, — рассказал прокурор Ветковского района Роман Фурс. — Нам ещё предстоит провести большую работу по определению сведений касательно точного числа жителей Ветковского района, подвергшихся геноциду со стороны армий СС, СД, полицаев и выявлению мест их дальнейшего захоронения и перезахоронения. И здесь мы надеемся на помощь местных жителей, очевидцев тех событий.

В акте о зверствах и злодеяниях, совершённых немецко-фашистскими захватчиками и сообщникам над мирными гражданами Ветковского района, составленным комиссией под представительством товарища Банина Ивана Ивановича 4 декабря 1944 года, говорится, что за период оккупации Ветковского района немцы разграбили и уничтожили всю промышленность: Новосёлковский винный завод, Ветковскую судоверфь, канатный завод, электростанцию, две машинно-тракторные станции с 87 тракторами. Разрушили и сожгли в Ветке 462 дома, всего по району — 3857 домов, в том числе 38 школ, 11 клубов, 56 различных колхозных складов, одну больницу, 7 медпунктов, 15 изб-читален, кинотеатр, 16 детяслей, 12 предприятий, 16 библиотек с 127000 книг. Но самые страшные зверства были совершены в отношении людей. «С первых дней оккупации они (немецко-фашистские оккупанты и их сообщники. — Прим.) начали производить массовое истребление мирных советских граждан путём стязаний, расстрелов, повешивания, сжигания в домах. Людей хватали прямо на улицах, расстреливали группами и в одиночку», — говорится в документе.

В акте упоминается о трёх массовых расстрелах в городе Ветка в период с 1941 по 1942 год.

Накануне первого массового расстрела в Ветке немецким карательным отрядом, прибывшим из Гомеля 29 ноября 1941 года, был учинён расстрел 16 бывших бойцов народного ополчения. Каких-либо сведений об этом событии не сохранилось.

Тогда же произошёл геноцид еврейского населения. 2 декабря все евреи Ветки независимо от возраста и состояния здоровья должны были явиться на регистрацию. И пока они находились под охраной в конюшне при райуправлении, их дома разграбили — вывезли в Гомель (согласно вышеуказанному акту) на 8 грузовых машинах. Евреев же 3 декабря конвоировали к элеватору — месту казни. Вот что об этом говорится в копии допроса от 17 января 1944 года ветковчанина Андрея Полякова: «Осенью 1941 года (месяц не помню) немцы и полицейские собрали евреев в количестве 335 человек и всех отправили по направлению к элеватору, где всех и расстреляли. После чего мобилизовали 15 человек местных жителей и отправили к месту расстрела производить закопку. В этом участвовал и я… В момент, когда мы зарывали, то был слышен из-под земли плач и стон ребёнка, т.е. зарытого живьём».

Вот что говорит в допросе об этих событиях гражданка Анастасия Певзнер, которая проживала во время немецкой оккупации в Ветке: «В декабре 1941 года было расстреляло 360 человек мирных советских граждан. Сначала немецкие палачи собирали в помещение полиции, раздевали наголо, избивали резиновыми палками до крови, до потери сознания, а потом выбрасывали в холодный скотский сарай. Сама я видела, как 70-летних стариков… били до потери сознания, а потом выбрасывали в сарай… В сарае они находились до 7 часов утра 3 декабря, а потом расстреляли возле элеватора…»

Третий массовый расстрел произошёл в сентябре 1942 года.

— По указанию Гомельского  гестапо военная комендатура и полиция собрали по всему Ветковскому району цыган и оставшиеся семьи евреев в количестве 61 человека и расстреляли в одном километре севернее Ветки. Где именно находится это захоронение, в имеющихся в нашем распоряжении документах не сохранилось, — продолжил Р. Фурс.

По данным прокуратуры, в годы оккупации геноциду подверглись 448 человек. Останки 360 человек, согласно материалам архива управления МВД, погребены в братской могиле на территории агросервиса. В результате проведения архивно-поисковых работ установлено 290 фамилий погибших. 70 жертв холокоста внесены в банк данных как неизвестные. Где захоронены остальные, неизвестно.

— В нашем районе проживает более 600 человек старше 83 лет. Это люди, которые могут что-либо помнить об описанных событиях. Поговорить с каждым из них — процесс длительный и трудоёмкий. Поэтому мы просим откликнуться граждан, обладающих информацией о местах расстрела и захоронения народных ополченцев и еврейского населения, и сообщить сведения в прокуратуру, — призвал ветковчан Роман Фурс.

Великая Отечественная война оставила в истории нашего района немало белых пятен. До сих пор неизвестны фамилии пяти человек, костные останки которых были эксгумированы в 2004 году на территории молочного завода. Захоронение приблизительно датируется первой половиной 1940-х, но при каких обстоятельствах наступила смерть и почему захоронение находилось на территории завода для современников остаётся загадкой.

Каратели хозяйничали на территориях Приснянского, Даниловичского, Сивенского, Барталомеевского, Старосельского, Хальчанского, Радужского, Старо-Закружского, Шерстинского, Калининского, Тарасовского и Рудня Споницкого сельсоветов. В Тарасовке  и Золотом Роге на территории гражданских кладбищ есть воинские захоронения, относящиеся к 1943–1944 гг. Места захоронения мирных жителей по-прежнему остаются ненайденными. И найти их и предать по всем канонам останки погибших земле, чтобы память о них была вписана, нетленными буквами на холодном мраморе, — дело чести их потомков.

Анна КОДОЛОВА.