• НовостройкиНовостройки
  • Природа Ветковского краяПрирода Ветковского края
  • Зона отдыха «Ставок»Зона отдыха «Ставок»
  • Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций имени Ф.Г. ШкляроваВетковский музей старообрядчества и белорусских традиций имени Ф.Г. Шклярова
  • Храм Преображения ГосподняХрам Преображения Господня
  • Ветковский районный исполнительный комитетВетковский районный исполнительный комитет

«Борьба с коррупцией в Беларуси»

27.07.2018

В республике создана законодательная база по борьбе с коррупцией во всех сферах жизнедеятельности государства. В ней определено понятие «коррупция», дан перечень коррупционных правонарушений и преступлений, указаны конкретные организационные, предупредительно-профилактические мероприятия и механизмы борьбы с этим опаснейшим проявлением, а также предусмотрена жесточайшая уголовная ответственность за данные преступления.

Базовым документом, на основе которого организуется антикоррупционная деятельность в нашей стране, является Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», принятый 15 июля 2015 г. (это четвертый по счету подобный закон в республике – первый был принят 15 июня 1993 г., второй – 26 июня 1997 г., третий- 20 июля 2006г.).

Государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией в стране, являются: органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности. Генеральная прокуратура Республики Беларусь определена ответственной за организацию борьбы с коррупцией.

Важным документом по противодействию коррупции, предусматривающим комплекс конкретных организационно-правовых, социально-экономических и организационно-практических мероприятий, является Государственная программа по усилению борьбы с коррупцией, утверждаемая Указом Президента Республики Беларусь.

Вместе с тем острота этой проблемы не ослабевает.

Согласно данным Института социологии НАН Беларуси, среди коррупционных преступлений наиболее высокими темпами за последние 15 лет растет число случаев взяточничества и хищений путем присвоения, растраты или злоупотребления служебным положением. В общей структуре преступности должностные правонарушения составляют около 2%, из них удельный вес взяточничества – 40%, а злоупотребление властью или служебным положением – 12%.

Среди выявленных коррупционных преступлений наиболее распространены злоупотребления служебными полномочиями, служебные подлоги и получение взяток за оказание помощи коммерческим структурам в проведении сделок с нарушением требований действующего законодательства. Значительное распространение получила также практика  вымогательства взяток либо получения незаконного вознаграждения должностными лицами через систему посредников.

По-прежнему имеют место факты осуществления представителями органов власти и управления, правоохранительных и контролирующих органов незаконной предпринимательской деятельности, их сращивания с криминалом в интересах извлечения личной корыстной выгоды в виде взяток и различного вида иных услуг.

При этом одними репрессивными методами победить коррупцию нельзя" и вряд ли вообще "корректно говорить о том, что коррупцию можно победить, потому что это явление старо как мир". Белоруссия в данном случае не исключение.

Громким делом с крупной для Белоруссии взяткой стало задержание экс-помощника Президента страны, инспектора по Гродненской области Сергея Ровнейко. Именно с него начала раскручиваться длинная цепочка серьезных правонарушений среди госслужащих.

Так, в получении взятки обвиняют начальника отдела архитектуры и строительства Сморгонского районного исполкома. Госслужащий планировал получить незаконное денежное вознаграждение в размере 3 тыс. долларов от представителя коммерческой структуры. Чиновник, используя свои служебные полномочия, оказал бы содействие в беспроблемном вводе в эксплуатацию здания кинотеатра. Однако его с поличным задержали сотрудники КГБ.

Сотрудники управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД РБ задержали директора стеклозавода «Неман». Должностное лицо подозревается во взяточничестве. Директор и начальник одного из управлений  предприятия были задержаны с поличным, когда получали взятки в размере 2,4 тыс. и 1,2 тыс. долларов соответственно.  Незаконное вознаграждение им передавал представитель коммерческой структуры за приоритетные поставки стекловаты частной фирме по ранее заключенному соглашению. По предварительной версии, должностные лица систематически получали взятки. 

Коррупция в белорусском здравоохранении.

Белорусская система здравоохранения летом 2018-го привлекла пристальное внимание правоохранителей. В списке задержанных - главврачи нескольких больниц, руководитель РНПЦ травматологии и ортопедии Александр Белецкий, замминистра здравоохранения Игорь Лосицкий, глава "Искамед" Сергей Шакутин. Кроме того, КГБ рассказал о целой системе коррупции в сфере закупок медтехники и лекарств - по этому делу задержаны более 50 человек. Последние новости громкого коррупционного скандала в Минздраве

Что касается Ветковского района, то за первое полугодие 2018 года возбуждено 5 коррупционных преступлений:

ч.1 ст.431 УК Республики Беларусь – в отношении должностного лица одного из предприятий Ветковского района, которая 11.01.2018, с целью благоприятного решения вопроса о не привлечении ее к административной ответственности по ч.2 ст.17.3 КоАП Республики Беларусь, пыталась передать должностному лицу – участковому инспектору милиции ОВД Ветковского райисполкома Ковалеву А.А. взятку в сумме 100 долларов США, однако не довела свой преступный умысел до конца по независящим от нее обстоятельствам, так как Ковалев А.А. отказался от получения взятки;

ч.2 ст. 430 УК Республики Беларусь -1 преступление. Уголовное дело  возбужденно 15.03.2018 в отношении лаборанта ПТУП «Гомельский комбинат противопожарных работ», который по достигнутой ранее предварительной договоренности, исключительно в связи с занимаемым им должностным положением принял от жителя г. Ветка в качестве взятки для себя лично товарно-материальные ценности за благоприятное решение вопросов входящих в его компетенцию, а именно составление, подписание и выдачу акта проверки технического состояния дымовых и вентиляционных каналов;

ч.2 ст.424 УК Республики Беларусь – 1 преступление в отношении директора ОАО «Хальч» Винокурова А.Н., который, занимая должность, связанную с распоряжением имущества и будучи ответственным за результаты деятельности организации, в период времени с 01.06.2017 по 01.02.2018, действуя из иной личной заинтересованности, выразившейся в стремлении избежать для себя и подчиненных сотрудников неблагоприятных последствий, в т.ч. в виде материальной и дисциплинарной ответственности за выполнение прогнозных показателей по выращиванию КРС, умышленно, вопреки интересам службы, используя свои служебные полномочия, путем дачи устных указаний подчиненным ему работникам организовал составление работниками предприятия заведомо фиктивных бухгалтерских отчетных документов, в которых были указаны ложные сведения о сохранности поголовья КРС, а именно сокрытия фактов падежа животных в количестве 306 голов общим весом 85395 кг на сумму 171826,91 рублей, что повлекло за собой искажение государственной статистической отчетности, а также необоснованного начисления заработной платы в размере 495 рублей 50 копеек; 

02.04.2018 возбуждены уголовные дела по ч.3 ст. 424 УК и ч.3 ст.210 УК – в отношении бывшего председателя Ветковского РИК Чарненко А.В., который являясь должностным лицом, будучи уполномоченным, в соответствии с законом РБ от 04.01.2010 № 108-3 «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», возглавлять исполком, руководить его работой, назначать на должности и освобождать от должностей работников исполкома, распоряжаться имуществом исполкома, подписывать решения исполкома и протоколы заседаний исполкома, умышленно, злоупотребляя своими служебными полномочиями по распоряжению имуществом исполкома, преследуя цель незаконного обогащения, путем хищения бюджетных денежных средств, подписал решение Ветковского РИК от 08.12.2014 № 1112 «О направлении средств, выделенных из областного бюджета», на основании которого, в декабре 2014 года, из средств, выделенных постановлением коллегии №19, на счет управления сельского хозяйства и продовольствия Ветковского РИК, ему были необоснованно выплачены денежные средства в качестве премии в сумме 4 300 рублей (286 базовых величин), которыми он завладел и распорядился по собственному усмотрению.

Необходимо также добавить, что проводится доследственная проверка по фактам сокрытия фактов падежа КРС в УСП «Искра-Ветка». В ходе проверки выявлена также схема, по которой на протяжении около 2-х лет было организовано предоставление в органы государственного статистического комитета недостоверных сведений о падеже КРС. Все это происходило с целью фиктивного выполнения прогнозных показателей сельхозпредприятия.